Skip to main content
Инок Владимир

Подвиг Юродства: О Блаженном Иноке Владимире – ‘Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка’ (Мф.10.41) (Russian)

Инок Владимир (в миру Владимир Алексеевич Алексеев) родился в Петербурге 16 апреля ст/стиля 1873г., а отошел в вечность 26 января 1927г. 54-х лет. День именин по новому стилю – 28 июля. В день преставления (по новому стилю 8 февраля) в храме на Шуваловском кладбище и на Большой Спасской улице в храме при Богословском кладбище бывает много народа на панихиде об иноке Владимире.

 

Сын петербургского купца, он в юношестве учился в Петербурге в гимназии. Состоятельные родители не отказывали своему единственному сыну в средствах. Но набожный мальчик, не тратя на себя, часто приходил в Казанский собор, покупал крестики, иконки и что-нибудь из продуктов и все раздавал бедным людям. Был прост по натуре и слыл за юродивого.

 

Инок ВладимирВ возрасте около 20 лет Владимир ушел из родительского дома странствовать по многочисленным монастырям и святым местам. После смерти родителей юноша Владимир обратился к Иоанну Кронштадскому, который благословил его на иноческую жизнь и благословил подвизаться в Никифоровской пустыньке. Так инок Владимир и поступил. Там он был пострижен с тем же именем – Владимир. С этого времени в иноческой одежде, не оставаясь подолгу в монастыре, инок Владимир продолжал путешествовать по всей России. Так, в течение более 20 лет, он обошел 36 губерний. За это время трижды побывал за границей и не раз обошел Палестинские святые места. На сохранившейся фотокарточке мы видим его снятым в Иерусалиме, сидящим на осле с длинным посохом в руках, в черном подряснике, с величавой осанкой, обрамленного черной бородой и длинными волосами.

 

Инок Владимир с раннего отрочества отрекся от мирских удовольствий и удобств жизни и за свою простоту, нестяжательность, кротость, за строгую подвижническую жизнь удостоился быть свыше награжденным благодатными духовными дарами, как и Апостол Павел указывает: “Дары Духа Святого суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание”. Сей избранник Божий был полон любви, молился за всех, за весь мир, каждому нес помощь и утешение. И доныне никому не отказывает в этом. Радостно светился взор его, он всем был доволен. Известно, что когда человек радуется, то и Ангелы небесные сорадуются ему.

 

“Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь”,- увещевает ап. Павел! Радость возносит к небесам и низводит божественный огонь Духа Святого. Так радостно и благодарственно нес крест свой подвижнический инок Владимир. Духовный мир исходит из его существа, и кто соприкасался с ним, ощущал веяние этого мира на себе. Несмотря на все поношения, частые насмешки, брани, он терпеливо все переносил, ни на что и ни на кого не жаловался. Сердце у него было жалостливое, участливое и сострадательное. Веру крепкую в непрестанных трудах держал, как преданный воин Христов. Кроток с людьми, умилялся, приняв подвиг юродства. Воздержан в мыслях, словах и поступках. Имея все эти Евангельские дары, инок Владимир в подражание своему Учителю воспринял завет Христа Спасителя: “Научитесь от меня, ибо Я кроток и смирен сердцем”. Всюду ходил этот светильник, разнося свет Христов. Естественно, что он не оставался не замеченным, имея многих почитателей и учеников. Как пророк имел дар предвидения – прозорливости, инок Владимир часто останавливал людей от необдуманных и неверных поступков, направляя на правильный путь, по его молитвам люди получали помощь и исцеление. Не задолго до его перехода в вечные селения он предсказал, что его будут хоронить дважды: похоронят, а потом перехоронят. И действительно, так и случилось: первоначально похоронили его на Преображенском кладбище, где тело пребывало с 1927 по 1951г. В 1951г. кладбищенской администрацией было объявлен, что кто имеет схороненных родственников или знакомых, могут по желанию перенести их в другое место, т.к. Преображенское кладбище предназначалось к застройке. Друзья, знакомые, почитатели собрали необходимые средства и перевезли тело инока Владимира на другой конец города – на Богословское кладбище. Место захоронения по стечению многих удачных обстоятельств, оказалось хорошим. Могила инока очень скромная, еле заметная, как и в земной жизни он был скромен и мало заметен.

 

 

Могила инока Владимира на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге

 

 

Помещаем некоторые воспоминания и рассказы о жизни и деятельности инока Владимира в передаче очень почтенной особы М. А. Н., 96 летней старушки из Парголово.

 

 

О БОЛЕЗНИ МОЕГО СЫНА

В 1904г. мой 17летний сын Боря был тяжело болен сыпным тифом. Врачебная помощь была бессильна. Моя знакомая, видя такое положение, написала об этом иноку Владимиру и как только было получено им письмо, в тот же день Боря пошел на поправку, выздоровел и теперь живет в добром здравии.

По выздоровлении сына мы просили директора школы освободить сына от экзаменов, ввиду значительного пропуска, но директор отказал. Тогда я мысленно обратилась за помощью с такой же просьбой к иноку Владимиру и вскоре неожиданно, уже без нашей просьбы, школьная комиссия постановила освободить Бориса от экзаменов.

Этот случай дал мне повод поехать к иноку Владимиру в Никифоровскую пустынь – монастырь Олонецкой губернии, за Петрозаводском, в Карелии, – где он подвизался, и просить его молить о моей семье. За неимением средств пришлось заложить вещи. По моем приезде к иноку Владимиру он, не зная меня лично, говорит мне: “Мужа покинули, детей пооставляли, вещи позакладывали ко мне приехали”. Удивилась я – откуда он все это знает. Спустя примерно год я вторично приехала к иноку Владимиру спросить его об арендованной земле. Но он, провидев мою мысль, не разрешил задать этот вопрос, а на другой день сам спросил меня: о чем я хотела вечером говорить? И вместо вопроса о земле, я вдруг вспомнила, что муж мой не говел 7 лет, хотя сама и не придавала этому особого значения. Внезапно меня осенила мысль, что заботиться необходимо не о земле, а о духовном благополучии. Тут же я попросила со слезами помолиться инока Владимира о муже, а он ответил на это, что муж мой скоро отговеет. А потом, уже без моего вопроса, добавил, что я выстрою дом в шесть окон, – все это впоследствии сбылось.

Вот какой случай был с соседом Бахуровым, который, приехав в тот же монастырь, написал и передал записку о поминовении усопших и в том числе погибшего на войне зятя. В гостинице, увидев на столе готовую к подаче записку за упокой, где было имя зятя – Иакова, инок Владимир велел зачеркнуть это имя, так как живых нельзя поминать за упокой. Через две недели пришло от зятя письмо, что он жив и был в плену у немцев. Это было в 1915-16 годах.

Случай о причащении моей 6 летней дочери Оли. Через ее причащение причастился и схимонах Григорий, 95 летний старец, которому тоже надо было причаститься, но он позабыл по старости лет. Инок Владимир мысленно напомнил ему об этом, а увидев Олю старец вспомнил что и ему надо причаститься.

 

Крест блаженного инока Владимира, привезенный им со Святой Земли

 

ИСТОРИЯ С РУБЛЕМ

На станции Парголово православный благотворитель Рыжов положил в мыслях своих построить храм. Пока были средства – строил и построил все внешнее основание, но не хватило денег на внутреннюю отделку храма. В таком виде храм стоял 2 года. Один из прихожан жалел и сетовал на то, что храм не достроен и надумал дать объявление в газету об оказании помощи в строительстве храма. Получив газету, рассказывает старушка М. А. Я., она вырезала объявление и послала вырезку иноку Владимиру, который не замедлил откликнуться на это и прислал мне серебряный рубль, как благословение “на удачу”. Он велел отдать его тому, кто напечатал объявление и присовокупил к этому, что храм будет открыт к празднику Св. Пасхи во имя святителя Иоасафа Белгородского. Так и случилось: храм быстро был завершен внутренней отделкой, освящен и открыт в Пасху того же года. Однако, по какой – то неведомой причине храм этот примерно через 3-4 недели был закрыт. Приехавших в монастырь богомольцев инок Владимир сам спрашивал о внезапном закрытии храма, а у Марии Антоновны, которой давал рубль, спросил: “Куда девался серебряный рубль девался, ведь он был дан “на удачу!” И велел ей отыскать тот рубль и положить его в свечной ящик, тогда храм будет вновь открыт. Возвратившись в Парголово, Мария Андреевна с Марией Антоновной пошли к тому же гражданину Маркузе и спросили его о судьбе того серебряного рубля, который был вручен к нему. Маркузе ответил, что рубль был дан сторожу для покупки лампады к образу Казанской иконы Божией Матери, но сторож, не найдя лампады за эту цену, вернулся обратно с рублем. Когда мы пришли к сторожу, то он вынул из комода тот рубль и отдал его нам. По нашей просьбе был открыт храм и рубль этот по приказанию инока Владимира мы опустили в свечной ящик.

 

Из этого видно, как праведник провидел, что не следовало благословенному рублю лежать в комоде у сторожа, а быть в храме. Вскоре храм опять был открыть для богослужения. Вот как велика благодатная сила молитвы инока Владимира.

 

 

ЧАЕПИТИЕ

В июле 1916 г. мы поехали в Никифоровскую пустынь на богомолье, навестить инока Владимира и получить от него благословение и наставление. По приезде всю нашу компанию, т.е. 12 человек, пригласил о. игумен к себе в келью пить чай. На наше обращение к иноку Владимиру благословить нас пойти к игумену, блаженный инок Владимир как-то странно ответил: “Если хотите Россию пропить, то идите и пейте”. Ничего из этого мы не поняли, но все же не осмелились ослушаться и не пошли. Игумен прислал за нами своего келейника, а инок Владимир набрал со стола объедки кусков и все что было подал посланному келейнику со словами: “Передай его преподобию, что гости не придут”. Игумен возмутился, вызвал старшую из нас Марию Антоновну и сказал: “Зачем вы приехали к этому дураку: слушать его басни или Богу молиться?”

 

Отец наместник, братия и благодетели подворья Важеозерского монастыря, блаженный инок Владимир, сидит крайний слева. Фото 1913 г.

 

 

Здесь, в день своего Ангела, инок Владимир сказал нам: “Мое юродство для вас непостижимо, это тайна великая”.

 

Время шло. Спустя пол года, в конце января 1917, та же Мария Антоновна и я поехали опять в Никифоровскую пустынь. Мороз доходил до 30° . Когда в Петрограде на перроне Николаевского вокзала мы садились на поезд, то один мужчина сунул нам перевязанную корзину и очень просил передать ее в руки самому Иноку Владимиру. Что было в корзине мы не знали. От железнодорожной станции Звонка(?) Сев ж.д. до монастыря нужно ехать 250 верст на лошадях – путь далекий и трудный в те времена. Приехали мы на третий день вечером и сразу же пошли в келью инока Владимира просить благословения. Блаженный инок встретил нас с радостью, вынес образ Божией Матери Всех Скорбящих Радосте, благословил нас. Мы приложились к образу. Марию Антоновну он тотчас же отправил к игумену, а меня в гостиницу ставить самовар. На мой вопрос келейнику, есть ли у них чай и сахар, последовал ответ, что без сахара и чая можно жить, а вот церковного вина нет, нельзя служить литургию, вся монастырская братия скорбит об этом. Вскоре вернулась Мария Антоновна и говорит, что о. игумен принял ее очень ласково. На это инок Владимир ответил: “Как же он мог не принять, когда Сама Матерь Божия вас благословила”. Когда был готов самовар, инок Владимир сам, без нашего предложения, взял ту корзину, что сунул нам мужчина на вокзале, и, не вскрывая, велел нам отнести ее о. игумену. Игумен открыл корзину и вынул из нее две большие бутылки церковного вина, чай, сахар и прочее. Радости, восторгу и удивлению игумена от столь неожиданной посылки не было предела. Он наконец понял и осознал истинное юродство, силу подвига и силу молитвы инока Владимира.

 

При нашем отъезде из монастыря игумен много говорил, а инок Владимир молча слушал. Когда игумен ушел, инок Владимир заметил про него: “Наговорил с телегу, а будет ли воз?”

 

Важеозерский Mонастырь

 

 

В 1923 году 15 июля в день Св. князя Владимира на свои именины приехал к нам в дом инок Владимир. Мы с ним пошли в деревню Новоселки за Левашево. По дороге он говорит, что вскоре моей 22 летней старшей дочери Лидии сделает предложение один молодой человек. Я спросила его: “Следует ли выдавать дочь за этого человека?” Он ответил: “Нет, в блуд она не пойдет, а пусть выходит по-настоящему – по закону”. Вскоре действительно этот молодой человек предлагает дочери сожительство. Лидия с негодованием и возмущением выгнала его и порвала с ним знакомство. Вскоре опять приезжает к нам инок Владимир и предсказывает Лидии скорое хорошее замужество. Действительно, не прошло и месяца, как дочь познакомили с молодым человеком, который делает ей предложение и ставит условие, чтобы венчаться и всех детей рожать, а не травить, и воспитывать их в христианском духе. Мы были в восторге от таких условий. От этого брака родились три дочери, но муж дочери скорбел, что нет сына. При последующей встрече инок Владимир сказал: “Не скорби, родится и сын через 10 лет, вскоре будет и война”. Так все и исполнилось: действительно, через указанный срок родился в день Св. князя Владимира мальчик, которого назвали Володей. А в 1941 году разразилась война. Володя рос, развивался и проявлял большую склонность к религиозным вопросам, читал священные книги. В дальнейшем, не смотря на полученное высшее образование, остался верен себе: верует в Бога, Божию Матерь и святых. Чтит память инока Владимира, который предсказал его рождение. Третья моя дочь, Ольга, собиралась выйти замуж за богатого еврея, который обещал принять православие и повенчаться. Сами мы не могли решить этот сложный вопрос и обратились за советом и благословением к иноку Владимиру, который категорически сказал, что на этот брак нет благословения, а для нее будет православный русский жених, с которым и будет счастлива. Действительно, так и случилось. Скоро дочь вышла замуж за русского молодого человека и доныне благополучна их семейная жизнь.

 

Дальнейшие события относятся к 1937 году. Младшая дочь моя Александра увлеклась в молодые годы молодым человеком, который сделал ей предложение. Я, как мать, не могла решить сама вопрос о браке, т.к. всегда руководствовалась советами инока. Мы с дочерью поехали на могилку инока Владимира, помолились там и попросили его совета, положив две свернутые в трубочку записочки с вопросами: первую – выходить, вторую – не выходить. Жених был настойчивый, дочь нравилась ему. Он трижды делал ей предложение, мы с дочерью трижды ездили на могилку и повторяли то же, что и в первый раз – клали записочки и усердно молились. Каждый раз получали один и тот же ответ: “нет- не выходить”. Конечно, дочери тяжело было отказывать человеку, так настойчиво добивавшемуся ее руки и нравившемуся ей. Но за послушание матери и ответам блаженного инока, жениху было категорически отказано. Прошло немного времени и дочь познакомилась с другим молодым человеком, который также сделал ей предложение. Мы с дочерью вновь поехали на могилку инока и на сей раз прочитали: “Выходить”. Обвенчались и доныне живут счастливо, воспитывают двух детей. Первый же жених был убит в 1941 году во время обстрела Ленинграда. Хорошо была видна иноку Владимиру грядущая судьба моей дочери и он отвел ее от первого брака.

 

Важеозерский Mонастырь. Церковь Всех Святых

 

Профессор П.Н. в 1941 году после эвакуации приехал в Ленинград, где у него была квартира, но был приказ не прописывать. П. Н. Очень скорбел по этому поводу. Е. Н. Ф. Рекомендовала сходить на могилку к иноку Владимиру, после чего в тот же день начальник, который отказывал в прописке, вдруг дал разрешение на прописку.

 

Инок завещал мне (Марии Александровне) икону Скорбящей Божией Матери и сказал: “Пусть она живет и не беспокоится, ее никто не тронет: икона эта чудотворная”.

 

В одно из своих посещений нашей квартиры летом сидел инок Владимир на террасе с одним благочестивым человеком и беседовал с ним. Был вечер, терраса не была освещена, сидели в темноте. Инок Владимир молчал, молчал, а собеседник все смотрел на него. Вдруг в одно мгновение лицо инока осветилось необычайным светом и весь он был в сиянии. Терраса тоже озарилась этим светом. Это длилось некоторое время, потом опять все стемнело. Посетитель поразившись таким видением, сделал поклон иноку, молча простился и ушел в отведенное ему помещение, но не мог уснуть всю ночь под впечатлением пережитого. На следующее утро, встретив хозяйку М. А., гость сказал ей, что инок Владимир – истинно Божий человек и рассказал о видении.

 

Однажды парголовские женщины, работавшие на полях в сторону Левашова, увидели странное явление: по полотну железной дороги недалеко от будки стрелочника кто-то шел, весь озаренный светлым сиянием. Когда шедший во свете приблизился на такое расстояние, что его можно было разглядеть, все женщины узнали в нем инока Владимира и бросились ему навстречу. Заметив их, он улыбнулся, но лучезарное сияние уже исчезло.

 

Ещё случай: о. Борису самим иноком Владимиром была заказана литургия в день (непонятный знак, возможно – 30) января ст.ст. трем святителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Храм был почти пуст, народу было несколько человек. Инок Владимир стоял посреди храма, молился. Служба была без диакона. Во время литургии при пении Херувимской о. Борис вышел на амвон и кадил иконам и молящимся. Вдруг видит инока Владимира вознесенным на воздух, стоящего без опоры на что-то более чем на метр над полом. Одновременно с ним то же самое видела свечница, стоявшая за свечным ящиком слева далеко позади. Инок Владимир в молитве был вознесен на воздух и продолжал так быть некоторое время.

 

 

РАССКАЗ О. БОРИСА

При посещении пещер в Киево-Печерской Лавре им пришлось зайти в отдаленную темную пещеру, где света не было и спичек с собой не взяли, чтобы зажечь потухшие свечи. Тогда инок Владимир помолился и внезапно свечи зажглись. Истинно достойным носителем Благодатного огня был и является поныне в вечности блаженный инок. Такой носитель Божественного огня есть чуткий служитель, отдающий все свои огни на рост человечества. Таким светоносцам и нам должно уподобляться в своих поисках, чтобы освещать, подымать все окружающее.

 

Важеозерский Mонастырь

 

Приведем свидетельство одной особы, которая много раз слышала рассказы про инока Владимира от приснопамятного протоиерея Бориса Николаевского.

 

Будучи глубоко религиозным и считая себя по своему смирению недостойным пастырем, о. Борис опасался встречи с иноком Владимиром, т.к. был наслышан о его прозорливости и святой жизни. И вот однажды батюшка где-то пробирался по картофельному полю и вдруг внезапно впереди выросла фигура и. Владимира. С замиранием сердца приблизился священник к великому человеку, который серьезно и пристально смотрел поверх головы о. Бориса, но на лицо не смотрел. Так несколько минут длилось необычайное созерцание, а потом и. Владимир улыбнулся и попросил благословение.

 

В дальнейшем при близком знакомстве выяснилась причина такой, казалось, несколько странной встречи: “А ты, – пояснил и. Владимир, – когда впервые видишь человека и не знаешь каков он есть, спроси ангела хранителя его и спроси о нем: уж ангел то наверняка знает каков человек, вверенный ему от Господа на соблюдение”. Вот, оказывается, с кем безмолвно беседовал и. Владимир, впервые встретив священника того села, которому он покровительствовал.

 

Надо сказать, что у прихожан Парголово и Михайловки, где находился храм в честь святителя Иоасафа Белгородского, особо чтили инока Владимира. В день его ангела 15 июля ст. ст. служба в храме была особенно торжественной. Ждали дорогого именинника, но ожидания не оправдались. Накануне служилась торжественная всенощная – инока Владимира не было; утром была торжественная Литургия при многочисленном стечении богомольцев, с хором певчих, но дорогого именинника и утром не было. После обедни отслужили молебен о здравии именинника, а для большей торжественности сторож даже потрезвонил в колокол. По окончании богослужения о. Борис, староста и еще несколько наиболее близких и. Владимиру людей поехали на поезде в Тосно, где после закрытия монастыря жил у одной благочестивой женщины и. Владимир.

 

 

Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Задне-Никифоровская пустынь. Республика Карелия“Приезжаем мы, рассказывал о. Борис, – а и. Владимир в праздничной одежде, но босой, с радостным настроением встречает нас, приговаривая: “Ради такого дурака, грешного Владимира, торжество – то какое, торжество! И молебен – то, да еще с трезвоном, а и. Владимир – босой ходит, все у него есть, а вот носков то и нет… Вдруг староста падает на колени: “О. Владимир, прости ты меня, Бога ради, ведь я забыл носки – то, жена мне все утро твердила: “Носки не забудь”. “Аминь” – сказал на это и. Владимир (так всегда кончал он свои обличения, когда человек каялся и сознавался в том, в чем был справедливо обличаем) и пошел одевать сапоги. Нужно заметить такую черту его духовного влияния на людей, имевших к нему доверие: из опасения, чтобы человек, делая что–либо доброе для него, не возгордился или не усладился своей добротой и догадливостью, он вдруг, разбирая посылку, приговаривает: “Вот спаси Господи, вот спаси Господи, как все хорошо…” и вдруг тоном, в котором слышится полное разочарование, называет какую-нибудь грошовую по цене сущую безделицу по сравнению с содержимым подарков: “А что же вы перчику-то, перчику забыли купить, а я то надеялся, ждал…” Можно себе представить себе досаду того, кто забыл купить этого “перчику”. Уж не до гордости или самоуслаждения тут…

 

Тоже случилось и с носками старосты. Надо добавить, что никто не мог сообщить и. Владимиру, о тех торжествах, какие были в тот день, т. к. село Тосно находится в противоположной стороне от Парголово, верстах в 80ти и приехавшие люди были первыми его гостями.

 

И. Владимир вел жизнь крайне воздержанную, он взял на себя один из наиболее трудных подвигов – подвиг юродства. И потому его можно было видеть и прилично одетым у кого-нибудь из почитателей, а иногда и оборванного, сидящего среди нищих около храма. Матушка о. Бориса рассказывала, что часто и Владимир приходил к ним в дом, умывался у них в низу, а руки вытирать шел наверх к псаломщику. Попросит поставить самоварчик, и вдруг, не смотря ни на какую погоду и на позднее время, куда-то уходит. Было больно и обидно видеть его удаляющимся в темноту, в дождь и холод. На усиленные просьбы остаться ночевать он отвечал: “Нет, не могу, мне Матерь Божия велит идти, я должен, ибо в полном послушании у Нее”. И провожать себя далеко не разрешал, немного пройдет с ним о. Борис, а потом сказав “Аминь”, удалялся неизвестно куда в непроглядную темень с пронизывающим осенним ветром.

 

Важеозерский Mонастырь

 

 

Велика была прозорливость и. Владимира. В тяжелые годы после гражданской войны многие семьи ждали возвращения своих кормильцев. Одна из прихожанок очень бедствовала, имея многочисленную семью. Жила она со своей сестрой и кучей ребятишек в небольшом домике. И. Владимир любил эту семью и часто заходил с о. Борисом к ним. Так было и в этот раз.

 

Бывают в жизни каждого человека такие минуты, когда тяжесть возложенная на его плечи жизненных невзгод превозмогает его силы и горе безудержно выливается наружу тем или иным способом. Постоянная нужда, страх, что отец семейства погибнет или на фронте или от тифа и пр. – все это вылилось в безудержных рыданиях, какими встретила женщина дорогих ей гостей. Но и. Владимир, казалось, не замечал ее слез, и даже как бы не обращал внимания на нее, разговаривал с сестрой и ласкал детей. На просьбу о. Бориса успокоить плачущую женщину и сказать, когда вернется муж, и. Владимир нервно шагая по избе, вдруг быстро заговорил: “Когда вернется, когда вернется, ну откуда я знаю на какой поезд он сядет. Вот он стоит и раздумывает, на какой поезд сесть. Пойдем о. Борис, пойдем скорее”. Действительно, вскоре возвратился домой ожидаемый воин. Оказывается, в тот час, когда и. Владимир был у них в доме, хозяин находился на вокзале и раздумывал, что ему делать: ехать ли поездом, который отходит через несколько минут или со следующим, чтобы кое-что в городе сделать.

 

Таким образом, за многие десятки верст блаженный прозорливец видел человека в солдатской шинели с котомкой за плечами, стоящего на перроне вокзала и раздумывающего, на какой поезд ему сесть.

 

Вот какой случай рассказала М. А. С и. Владимиром в других паломников поехала и она в 1920 году. В этом году в Киеве произошло необычайное событие – обновление позолоты главного купола одного из храмов города. Приходили толпы людей посмотреть на блистающий позолотой купол, бывший до этого тусклым от времени. Мы с и. Владимиром тоже были там и обходили вокруг храма. Внезапно инок остановился и показал наверх, говоря: “Вон он ходит с кистью и украшает храм”. Конечно, видение было открыто лишь ему, мы не увидели ничего, но купол сиял новой позолотой и все смотрели с изумлением.

 

Интересно проследить явление просветления, преображения. И. Владимир сидел вечером в неосвещенном помещении вместе с одним человеком, вдруг осветился светом более ярким и мягким, чем солнечный; вся веранда оказалась в сиянии. Явление это не ново, оно происходит со многими устремленными к Свету, чье зерно духа, будучи по природе огненно, возгорается. В момент наивысшего напряжения психических сил подвижника происходит излучение, сияние, как нисхождение благодати Св. Духа. Это мы знаем на примере преподобного Сергия Радонежского и Серафима Саровского, Антония и Феодосия Печерских, старца Амвросия Оптинского и многих др.

 

Больше половины своей жизни странствовал инок Владимир по лицу земли, поэтому уместно привести и другое стихотворение “Странник”:

 

Странник

В одеянии убогом

По тропинкам, по дорогам,

Покаянный труд подъяв,

Без приюта я скитаюсь,

Подаянием питаюсь,

Да корнями сочных трав.

А кто встретится со мною,

Скажет мне с усмешкой злою: “эту желтую свечу

Для чего с собой ты носишь?

Почему ее не бросишь?”

Поневоле я молчу.

Как сказать, что верю чуду,

Что свечу беречь я буду, и смиренно буду ждать,

Что сама она зажжется,

И Господня изольется

Надо мною благодать.

(Ф. Сологуб)

 

Inok VladimirДобавление

Будучи в Иерусалиме и. Владимир утерял свой посох, сопровождающие его заметили о пропаже. На это он шутливо заметил: “Это не диво, что пропал посох, а будет диво, когда он пешком придет домой”. В последствии пропавший посох принес в Тосно один из богомольцев, путешествовавший по обету в Иерусалим и обратно пешком (кроме водного пути). А по другому необычайному поводу и. Владимир, улыбнувшись заметил: “Ну, это ничего, а вот диво будет, когда я в летопись попаду”.

 

Летопись, хотя очень короткая, окончена в 1958 г. а последние сведения были переданы два года спустя. Кто бы мог подумать, что и. Владимир об этом предсказал?

08.02.1960 М.И.Б.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Своим духовным чадам блаженный инок Владимир говорил, что будет похоронен в Важеозерской обители у трех берез под звон колоколов. Завещание старца осуществилось. Летом 2000 года его мощи, по благословению архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила, были перенесены из Санкт-Петербурга в Важеозерский монастырь. После этого монастырь, возрождающийся с 1992 года как женский, вновь вернул свой прежний статус. Могила старца находится у Преображенского храма, освященного после восстановления в 1892 году Иоанном Кронштадтским. В нескольких метрах от нее на месте старого монастырского кладбища поставлена часовня Новомученикам и Исповедникам Российским.

 

 

Могила инока Владимира на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге

 

Иллюстрации:

  1. Инок Владимир – Фотография из Иерусалима
  2. Могила инока Владимира на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге
  3. Kрест блаженного инока Владимира, привезенный им со Святой Земли
  4. Отец наместник, братия и благодетели подворья Важеозерского монастыря, блаженный инок Владимир, сидит крайний слева. Фото 1913 г.
  5. Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Задне-Никифоровская пустынь. Республика Карелия
  6. Важеозерский Mонастырь. Церковь Всех Святых
  7. Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Задне-Никифоровская пустынь. Республика Карелия
  8. Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Задне-Никифоровская пустынь. Республика Карелия
  9. Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Задне-Никифоровская пустынь. Республика Карелия
  10. Инок Владимир

На заставке: Инок Владимир